Калибровка монитора,


и как увидеть правильным цвет. 

 

Если Вы профессионально занимаетесь обработкой, ретушью цифровой фотографии, если Вы дизайнер, тогда Вам просто необходима правильная калибровка цвета монитора. Обрабатывая изображение на своем компьютере, результат видимый на Вашем мониторе может оказаться совершенно иным нежели на мониторе клиента или мониторе фото-печатников. При правильной настройке монитора, Вы избавитесь от большинства неприятных моментов связанных с неправильным восприятием ваших работ клиентами.

Результаты исследований ученых в вопросе количества цветовых оттенков различаемых человеческим глазом, сильно разнятся. Принято считать что человек способен распознавать около 10000000 (10 миллионов) оттенков, включая около 500 оттенков серого. Калибровка монитора прежде всего предназначена для того чтобы передать максимально широкий диапазон цветов и оттенков цвета и света. Она позволит увидеть фотографию так, как её видит матрица вашего фотоаппарата (приблизительно).

   Времена ЭЛТ (электронно-лучевых) мониторов давно завершилась и им на смену пришли ЖК (жидкокристаллические) дисплеи. На данный момент существуют 3 самых распространенных типа матриц ЖК мониторов. Это TN, MVA и IPS и между ними довольно много существенных отличий. Из этих трех основных типов матриц для наших задач (работа с фотографией) больше подойдет пожалуй только две матрицы — IPS и MVA.

   TN матрица хотя и является наиболее распространенной на данный момент, но к сожалению не отвечает необходимым для нас требованиям по качеству передаваемого изображения. По мимо всего прочего она чаще всего обладает очень маленькими углами обзора и даже ее казалось бы правильная калибровка не принесет желаемого результата. По этому если вы являетесь владельцем монитора с такой матрицей, вам следует задуматься о его замене на более подходящий.

   IPS и MVA (PVA) матрицы относятся к более современным модификациям ЖК панелей, и способны передавать более широкий диапазон оттенков нежели TN матрица. IPS — имеют широкие углы обзора, один из лучших показателей качества цветопередачи и контрастности среди LCD матриц. Однако, из-за больших ступеней, прослойки кристаллов и определённого расположения электродов – имеет значительно большее время отклика, чем у матриц TN.  Основным отличием от TN матрицы является то, что IPS и MVA передают черный и белый цвета с практически максимальной точностью, как в реале. На TN матрице черный цвет выглядит как темно-серый, а белый как светло-серый. Если хотите увидеть различия, придите в компьютерный магазин и попробуйте сравнить два стоящих рядом монитора (TN и IPS например) с одинаковым изображением (лучше если это будет фотография принесенная вами на флешке). Думаю после этого теста, все станет понятно и без объяснений. В добавок стоит отметить что современные IPS мониторы обладают широкими возможностями настройки (калибровки) и в большинстве случаев поддаются настройке без особых проблем.

MVA матрицы являются неким «середнячком» между TN и IPS (с большим уклоном в сторону IPS) и по заверениям специалистов больше подходят для чтения (контрастные цвета, черное на белом).

Плюсы *VA в сравнении с IPS:

  • · Более низкая цена.
  • · Более высокое время отклика (часто, но не всегда).
  • · Более чёрный, чёрный цвет.
  • · Более высокий фотографический контраст матриц.

Минусы *VA в сравнении с IPS:

  • · Хуже цветопередача.
  • · Выбеление и потеря тёмных тонов, полутеней при взгляде перпендикулярно.
  • · Более выраженная смена оттенков при просмотре с разных углов.

*VA vs. TN

Плюсы *VA в сравнении с TN:

  • · Лучшая цветопередача и глубина цвета.
  • · Более высокие углы обзора.
  • · Выше фотографический контраст матриц.

Минусы *VA в сравнении с TN:

  • · При взгляде перпендикулярно – искажения и выбеление тёмных и полу- тонов.
  • · Выше цена.

   Идеальным вариантом для работы с цветом нужен качественный монитор с IPS матрицей. Среди производителей на данный момент особняком можно выделить фирму Apple. Недаром практически все известные дизайнеры, ретушеры, специалисты в сфере компьютерной графики пользуются техникой Apple. Но главным недостатком (если это так можно назвать) данных мониторов конечно же является их цена.
На первоначальном этапе вы можете выбрать недорогой монитор с IPS матрицей, при этом перед покупкой не забывайте читать комментарии тех кто уже купил данный монитор — в них очень часто пишут о возможных проблемах.

Фото. Монитор профессиональный Eizo.

Приступим к калибровке

В начале хочу отметить что откалибровать монитор отдельно от компьютера на котором он впоследствии будет использоваться не получится. Так как помимо самого монитора на отображаемые цвета влияет видеокарта установленная на компьютере. К драйверу видеокарты обычно прилагается программа для настройки изображения (цвета, яркости, контраста и в более редких случаях по канальная настройка RGB). Для правильной настройки необходимо совместно регулировать параметры монитора и видеокарты.

Существует четыре основных варианта калибровки монитора:

  1. Калибровка монитора с помощью специального прибора (колориметра или спектрофотометра)
  2. Калибровка с помощью встроенного в драйвер вашей видеокарты программного обеспечения
  3. Калибровка с помощью специально для этого предназначенной программы
  4. Калибровка при помощи операционной системы

Несколько факторов, поясняющих, почему стоит калибровать монитор

   Купленный в магазине монитор, каким бы дорогим и разрекламированным он не был, идеально подходит для работы с текстовыми и табличными редакторами, прогулок по интернету, но как только дело касается графики и фотографии монитор искажает цвет и свет. Дело не в том, что производитель не дорабатывает и предлагает клиенту не качественный монитор.

   Просто большинству пользователей таких настроек (заводских) достаточно. В подавляющем большинстве случаев дополнительные требования к цветопередаче возникают при попытке качественно обработать фотографию или видео. Тогда нужно увидеть все оттенки и детали, а на не калиброванном мониторе их скорее всего не разглядишь. К примеру, снимок заката на мониторе до калибровки и после настройки выглядит иначе – во втором варианте появляются истинные цвета, более плавные переходы оттенков, природная яркость красок.

   Настроить цветопередачу «на глаз» очень сложно (в большинстве случаев невозможно). Тому есть множество причин, основная среди которых – несовершенство человеческого органа зрения. Картинка, которую мы видим, – субъективна.

Она зависит от настроения, освещенности, времени суток, усталости. Регулируя передачу цвета монитора, можно ошибиться на сотую доли процента и все оттенки будут отображаться неверно. Тоже можно сказать и о балансе нейтральных цветов. С монитором так же – когда в нейтральных цветах дисбаланс изображение не выглядит натуральным.

Калибровка монитора


Решаемые задачи:

— Правильное отображение цветов на мониторе;
— Устранение паразитных цветовых сдвигов;
— Отсутствие пропавших деталей в тенях и светлых областях изображения;
— Оптимальные контрастность и яркость;
— Возможность максимально точно видеть цвета вееров в программе Pantone Color Manager (при соблюдении всех стандартов);
— Возможность делать правильную экранную цвето-пробу будущего отпечатка (при наличии профиля печатного устройства).

   Этапы калибровки: установка программ и подключение оборудования, предварительная настройка системы, сам процесс калибровки, проверка точности калибровки.

   Убедиться, что учетная запись имеет права Администратора (хотя бы временные), т.е. возможна беспрепятственная установка новой программы и настройка системы.

Все остальное сделает наш специалист!

Где находится цветовой профиль (профайл)

MacOS                                   SystemFolder:ColorSync Profiles

MacOS X                                /Library/ColorSync/Profiles 

Windows NT                             c:/windows/system32/color/

Windows 95/98/Me:               c:/windows/system/color/

Windows 2000/XP                   c:/windows/system32/spool/drivers/color/

Windows 7                                   c:/windows/system32/spool/drivers/color/

где  c:/windows/ — каталог, где установлена MS Windows

в MAC OS — Users/username/Library/ColorSync/Profiles

Профиль ( Profile )

  Файл данных, который предоставляет Системе Управления Цветом (CMS Color Management System) информацию о характеристиках цветопередачи того или иного устройства, на основе которой создается таблица перекодировки цветовых значений.

   Имеет расширение: *.IСС, или *.ICM . Концепция использования цветовых профилей устройств разработана международным консорциумом по цвету (ICC International Color Consorcium), который образован в 1993 г. с целью унификации цветовых значений и форматов для компьютерных издательских систем. Учредителями этого консорциума являются: Adobe Systems Inc., Agfa-Gevaert N.V., Apple Computer, Inc., Eastman Kodak Company, FOGRA (Honorary), Microsoft Corporation, Silicon Graphics, Inc., Sun Microsystems, Inc., и Taligent, Inc..

   Профиль устройства ввода — включает следующую информацию:

  •  характеристики устройства (тип цветоделительных фильтров, спектральная чувствительность каналов, динамический диапазон сигналов, отношение сигнал/шум и т.п.);

  •  характеристики оригиналов (спектральные свойства используемых красителей, полярность — негатив/позитив, контраст);

  •  условия сканирования (цветовая температура источника света, его мощность, контраст освещения в студии для цифровых фотоаппаратов).

   Профиль выводного устройства — включает следующую информацию:

  •  Характеристики устройства: градационные характеристики, колориметрические характеристики триадных красок, последовательность наложения красок;

  •  Выбранная комбинация единичных цветов: цветовой охват печатной системы;

  •  Характеристики запечатываемого материала (подложки): точка белого, глянец;

  •  Параметры для базового преобразования цветового содержания оригинала в цветовое пространство печати: условия баланса серого, суммарное количество красок, максимальное количество и метод генерации черного;

  •  Тип репродуцирования: метод сжатия цветового охвата.

   Профиль монитора — включает следующую информацию:

  •  Характеристики устройства: цветовое пространство первичных цветов, значение гаммы (градационная характеристика);

  •  Выбранные настройки монитора: яркость, точка белого;

  •  Условия внешнего освещения.

Гамма

   Gamma — это степень нелинейности цветового градиента от самого темного к самому светлому значению. C математической точки зрения линейной является gamma 1.0. Но значение гаммы, равное 1.0, соответствует «идеальному» монитору, который имеет линейную зависимость отображения от белого к черному. Так как таких мониторов не бывает, у реальных устройств гамма нелинейна.

Значение гаммы для стандарта видео-изображений NTSC — 2.2. Для дисплеев компьютера значение гаммы обычно составляет значения от 1.5 до 2.0. Но для удобства принято считать, что нелинейность цветового градиента на всех мониторах равна 2.2.

Adobe RGB –рекомендуемое рабочее пространство редактирования RGB и имеет гамму 2.2 Apple изменила значение гамма-коррекции по умолчанию в Mac OS Snow Leopard. Испокон веков это значение равнялось 1.8, новое значение будет 2.2 (точно такое же как в Microsoft Windows). Что это означает? Изображения будут выглядеть одинаково в обеих операционных системах (сейчас отличие особенно заметно в темных картинках).

Но и сама операционная система Mac OS будет выглядеть иначе — графические элементы интерфейса будут более темные и контрастные.

Глубина цвета

   Глубина цвета (качество цветопередачи, битность изображения) – термин в компьютерной графике, означающий объем памяти в количестве бит, используемых для хранения и представления цвета при кодировании одного пикселя растровой графики или видео-изображения. Часто выражается единицей бит на пиксель (англ. bpp – bits per pixel).

   8-битное изображение. При большом количестве бит в представлении цвета количество отображаемых цветов слишком велико для цветовых палитр. Поэтому при большой глубине цвета кодируются яркости красной, зеленой и синей составляющих – такое кодирование является RGB- моделью.

   8-битный цвет в компьютерной графике – метод хранения графической информации в оперативной памяти либо в файле изображения, когда каждый пиксель кодируется одним байтом (8 бит). Максимальное количество цветов, которые могут быть отображены одновременно, – 256 (28).

 Форматы 8-битного цвета

   Индексированный цвет. В индексированном (палитровом) режиме из широкого цветового пространства выбираются любые 256 цветов. Их значения R, G и В хранятся в специальной таблице – палитре. В каждом из пикселей изображения хранится помер цвета в палитре – от 0 до 255. 8-битные графические форматы эффективно сжимают изображения, в которых до 256 различных цветов.    Уменьшение количества цветов – один из методов сжатия с потерями.

Преимущество индексированных цветов состоит в высоком качестве изображения – широкий цветовой охват сочетается с небольшим расходом памяти.

   Черно-белая палитра. 8-битное черно-белое изображение – от черного (0) до белого (255) – 256 градаций серого.

Однородные палитры. Другой формат представления 8-битных цветов – описание красной, зеленой и синей составляющей с низкой разрядностью. Такая форма представления цвета в компьютерной графике обычно называется 8-битным TrueColor или однородной палитрой (англ. uniform palette).

   12-битный цвет кодируется 4 битами (по 16 возможных значений) для каждой R-, Gи B-составляющих, что позволяет представить 4096 (16 х 16 х 16) различных цветов. Такая глубина цвета иногда используется в простых устройствах с цветными дисплеями (например, в мобильных телефонах).

Этот градиент сохранен как 16-битный файл.

Этот градиент сохранен в 24-битном файле (по 8 бит на каждый канал).

     Как видно разница заметна по плавности градиента.

   HighColor, или HiColor, разработан для представления всего множества оттенков, воспринимаемых человеческим глазом. Такой цвет кодируется 15 или 16 битами, а именно: 15-битный цвет использует 5 бит для представления красной составляющей, 5 – для зеленой и 5 – для синей, т.е. 25 – 32 возможных значения каждого цвета, которые дают 32 768 (32 × 32 × 32) объединенных цвета. 16-битный цвет использует 5 бит для представления красной составляющей, 5 – для синей и (так как человеческий глаз более чувствителен при восприятии зеленых тонов) 6 бит для представления зеленой – соответственно 64 возможных значения. Всего 65 536 (32 × 64 × 32) цветов.

Большинство современных LCD-дисплеев отображают 18-битный цвет (64 χ 64 χ 64 = 262 144 комбинаций). Разница с truecolor- дисплеями компенсируется мерцанием цвета пикселей между их ближайшими цветами в 6-битной разрядности и (или) незаметным глазу дизерингом (англ. dithering), при котором отсутствующие цвета составляются из имеющихся путем их перемешивания.

   Truecolor 24-битное изображение. Truecolor предоставляет 16,7 млн различных цветов. Такой цвет наиболее близок человеческому восприятию и удобен для обработки изображений. 24-битный truecolor-цвет использует по 8 бит для представления красной, синей и зеленой составляющих, 256 различных вариантов представления цвета для каждого канала, или всего 16 777 216 цветов (256 × 256 × 256).

   32-битный цвет является 24-битным (Truecolor) с дополнительным 8-битным каналом, который определяет прозрачность изображения для каждого пикселя.

   Сверх-Truecolor. В 90-х годах прошлого столетия некоторые графические системы высшего класса начали использовать более 8 бит на канал, например 10 — 12 или 16 бит на канал.


Для чего нужно калибровать монитор?

   Ответ простой – для точной передачи цветов монитором от программы работы с графикой до пользователя этой программы. Для кого важна эта точность? Для тех, кто работает с цветом и кому важно получать его правильное отображение – дизайнеры, фотографы, специалисты по пред-печатной подготовке и обычным пользователям. «На глаз», даже с помощью каких-либо программ такую настройку произвести невозможно.

   Музыкальный инструмент тоже калибруют (настраивают).
Для обычных пользователей калибровка делает просмотр изображений более приятным. Цвета становятся чище, устраняется излишняя «синеватость» изображения, что особенно характерно для ноутбуков.

Можно ли откалибровать обычный монитор на TN — Film матрице?


   Да, можно. Скорректировать цветопередачу и настроить для Ваших нужд, можно практически любое устройство цвета воспроизведения. Главное что оно работает в операционной системе поддерживающей работу с цветовыми профилями.
Даже если на самом устройстве нет органов управления, такие параметры как яркость, контрастность, гамма, температура белой точки, соотношение красного, зеленого и синего каналов, может корректировать сам профиль через видеокарту. Единственное, нужно принимать во внимание что TN-матрица имеет очень малые углы обзора. На такой монитор нужно смотреть строго перпендикулярно и стараться держать корректируемое изображение ближе к центру экрана. Все описанное справедливо и для ноутбука. Калибровка экрана ноутбука является обязательной процедурой, если Вы работаете с цветом на данном устройстве.

Но до идеальной цвето — передачи дешёвые мониторы и ноутбуки привести  невозможно.

Помещение для работы с цветом

Это необходимо принять обязательно к сведению.

   Вопросы цвето-коррекции волнуют многих фотографов, которые желают правильно обрабатывать свои фотографии, но не знают с чего начать. А начинать эту работу надо с подготовки помещения для работы с цветом.
Помещение для работы с цветом и освещение в нем, влияют на цветовое восприятие зрительной системой человека. Для правильного восприятия цвета на фотографиях внешняя среда должна быть нейтрального цвета и иметь правильное освещение.          Если такие условия не выполняются, цвет на фотографиях будет восприниматься не правильно.

 Помещение для профессиональной работы с цветом.

Влияние внешних факторов, на восприятие цвета отображаемого на мониторе.

   Так как работу с цветом фотографий мы проводим на экране монитора, все помещение вокруг него должно быть серым. Сюда относится корпус монитора, компьютерный стол, клавиатура с мышкой, стена за столом и сбоку от него, пол вокруг стола и другие предметы интерьера. Главное в помещении не должно быть ярких цветных пятен, видимых при работе.

Свет для работы с цветом

Также как и окраска помещения для работы с цветом, большое значение имеет и его освещение. При работе с фотографиями нужно помнить, что окружающий свет влияет на ваше восприятие цвета и тона как на экране монитора, так и на бумаге.
В помещении для работы с цветом необходимо создать и поддерживать стабильное внешнее освещения. Это относится к его яркости и цветовой температуре. Яркость внешнего освещения должна быть постоянной, но обязательно ниже яркости монитора, а его цветовая температура должна быть 5000°К или немного ниже.
Яркость света в помещении влияет на настройку яркости монитора при его калибровке. Чем ярче свет в помещении, тем выше уровень яркости требуется от монитора для работы с цветом. Яркость монитора должна укладываться в пределе 75 cd/m² – 100 cd/m² при цветовой температуре его точки белого 6500°К и 80 cd/m² – 120 cd/m² при 5000°К.
Оптимальный вариант организации освещения в помещении для работы с цветом состоит в том, чтобы исключить какое-либо его изменение при работе с фотографиями. Например, надо хорошо занавесить окна, чтобы исключить влияние солнечного света от окна.
В организации верхнего и местного освещения в помещении для работы с цветом необходимо использовать лампы только одного типа. Например, для этого подойдут лампы Philips COLOURLUX de LUXE 950 15w, 18w или 36w. Выбор мощности ламп зависит от их расстояния до монитора. При работе с фотографиями верхний свет желательно делать приглушенным.

Правильно организованное рабочее место для работы с компьютером

  Правильно организованное рабочее место, правильная поза при работе позволят минимизировать вредное воздействие компьютера на здоровье.

Большинство пользователей компьютеров уделяет мало внимания своему рабочему месту. Если появляются деньги, российский пользователь скорее купит современный процессор, чем новый стол или подставку для монитора. Часто рабочее место бывает неправильно организовано. Монитор установлен низко, неудачно относительно источников света, руки неудобно лежат на клавиатуре… В результате со временем пользователи начинают жаловаться на проблемы со здоровьем и повышенную утомляемость. Не экономьте на своем рабочем месте — это обернется экономией на своем здоровье.

Как уменьшить неприятные последствия долгой работы за компьютером?

Вы сидите за компьютером с хорошим монитором. Устанут ли ваши глаза?

Важно расположение монитора относительно глаз, источников освещения, высота кресла.

  • Освещение при работе с компьютером должно быть не слишком ярким, но и не отсутствовать совсем, идеальный вариант — приглушенный рассеянный свет.
  • Поставьте стол так, чтобы окно не оказалось перед вами. Если это неизбежно, купите плотные шторы или жалюзи, которые отсекут свет. Если окно сбоку, решение то же — шторы, жалюзи. Можно купить козырек, одевающийся на монитор (такими козырьками комплектуют некоторые профессиональные мониторы, продают их и отдельно) или сделать его самому: возьмите картонную коробку, вырежьте из нее угол и оденьте на монитор. Козырек экранирует свет, контрастность изображения повышается, цветопередача становится более естественной, глаза устают меньше.
  • Экран монитора должен быть абсолютно чистым; если вы работаете в очках, они тоже должны быть абсолютно чистыми. Протирайте экран монитора (лучше специальными салфетками и/или жидкостью для протирки мониторов) минимум раз в неделю, следите за кристальной прозрачностью очков каждый день.
  • Располагайте монитор и клавиатуру на рабочем столе прямо, ни в коем случае не наискосок.
  • Центр экрана должен быть примерно на уровне ваших глаз или чуть ниже. Держите голову прямо, без наклона вперед. Периодически на несколько секунд закрывайте веки, дайте мышцам глаз отдохнуть и расслабиться.
    Иногда встречаются рекомендации использовать специальные очки, фильтры. Они действительно способны поднять какой-то из показателей видеосистемы, но только в ущерб другому показателю. Да и резонно ли платить 200 у.е. за очки (хорошие меньше не стоят), вместо того, чтобы купить за те же деньги приличный монитор?
  • Экран монитора должен быть удален от глаз минимум на 50-60 сантиметров. Если на таком расстоянии вы плохо видите изображение, выберите для работы шрифт большего размера.
  • Если близорукость превышает 2-4 единицы, необходимо иметь две пары очков для работы «вблизи» и «для дали».

   Уровень электромагнитного излучения сбоку и сзади монитора выше, чем спереди. Установите компьютер в углу комнаты или так, чтобы не работающие на нем не оказывались сбоку или сзади от монитора. Помните о находящихся в соседней комнате — стены и перегородки излучению не помеха.

   Часто мониторы стоят слишком низко. Человек этого почти не замечает, но чтобы смотреть на монитор было удобно, приходится нагибать голову, чуть сползать на стуле. При этом напрягается шея, мозг хуже снабжается кровью, возникают головные боли, другие неприятные последствия. Если вы «сползаете» на стуле, то напрягается спина и, проводя в такой позе каждый день по несколько часов, человек потом чувствует самые разные недомогания.     Отрегулируйте расположение монитора. Центр экрана должен быть примерно на уровне глаз или чуть ниже, чтобы вы удобно сидели на стуле, не нагибая голову, не скрючивая позвоночник.

правильная поза при работе на компьютере

Правильная поза оператора компьютера.

Спина наклонена на несколько градусов назад. Такая поза позволяет разгрузить позвоночник, улучшить кровообращение в зоне между туловищем и бедрами, что особенно важно для мужчин в расцвете сил (см. разделы про простатит и геморрой). Руки свободно опущены на подлокотники кресла. Локти и запястья расслаблены. Кисти имеют общую ось с предплечьями: не сгибаются и не разгибаются. Работают только пальцы. Бедра находятся под прямым углом к туловищу, колени — под прямым углом к бедрам. Ноги твердо стоят на полу или на специальной подставке.

   Приобретите удобное рабочее кресло, которое позволит без усилий сохранять правильную позу за компьютером. Желательно, чтобы можно было регулировать высоту сиденья и наклон спинки, перемещаться на роликах. Идеальная спинка кресла повторяет изгибы позвоночника и служит опорой для нижнего отдела спины. Сиденье слегка наклонено вперед, что несколько переносит давление с позвоночника на бедра и ноги. Край сиденья чуть загнут — это уменьшает давление на бедра. Кресло (стул) должно быть жесткое или полужесткое, это улучшит кровообращение в малом тазу.

Расположение других часто используемых вещей не должно заставлять долго находиться в искривленной позе, наклоняться в сторону, особенно для поднятия тяжелых предметов (при таком наклоне велика вероятность повредить межпозвонковый диск).

   Если вы много работаете с клавиатурой, приобретите специальную подставку под запястья. Продаются клавиатуры, в которых панель разделена пополам с возможностью поворачивать половинки относительно друг друга и наклонять. Такая клавиатура дороже, к ней надо привыкнуть, но для тех, кто много печатает, она будет удачным приобретением.

Top